Смена "Космос"

18.11.2020 - 28.11.2020

Дневник смены

Смена завершилась, а ребята уже скучают по лекциям и практическим занятиям...Вот что они пишут о смене:

День 11

Завершает смену лекция "Экономическая эффективность проекта", на которой рассмотрены две группы методов (простые и сложные), используемых для оценки экономической эффективности проектов: описаны условия их применимости, приведены основные показатели. Возможности применения рассмотренных методов показаны на конкретных практических примерах.

День 11

Вот и подходит к концу смена "Космос...

Завершает ее модуль "Ракетостроение"...Парашют сформирован, старт ракет отложен на неопределенный срок...

День 10

Сегодня завершились практические занятия в лабораториях модулей... В лаборатории спутникостроения смоделировали 3D - модели, собрали спутник, увидели расположение датчиков освещения и изучили предназначение и работу шагового двигателя. Вот результат!

День 9

Участники смены рассматривают открытия ученых, реализуют различные кейсы, моделируют процессы, занимаются проектной и исследовательской деятельностью... У ребят возник вопрос - "Связаны ли этика и наука?" Этот вопрос был поднят на круглом столе "Этика науки и ответственность ученого" под руководством Ананьевой Оксаны Алексеевны. Участники смены разобрали понятия "этика", "наука" и пришли к выводу, что деятельность ученого должна регулироваться моральными и этическими нормами

День 9

В лаборатории модуля "Робототехника" ребята познакомились с видами двигателей для робототехнических устройств на Arduino - сервомотором и мотором постоянного тока, научились в виртуальной среде Tinkercad считывать коды кнопок с ИК-пульта и организовывать с его помощью удаленное управление устройствами.

День 8

В модуле "Ракетостроение" сегодня Андрей Анатольевич Мищенко рассказал ребятам о реактивном движении, о ракетных двигателях, вывел все необходимые для полета уравнения, рассказал всю физику полета.

День 8

Плодотворно работают лаборатории модулей.

Ребята на протяжении всей смены занимаются по подгруппам, поэтому в полной мере могут погрузиться в образовательный процесс. Они моделируют ракеты, полет спутника, программируют роботов, осваивают прием данных со спутника.

День 7

Сегодня состоялась еще одна лекция Аксенова Дмитрия Евгеньевича, директора АНО "Прозрачный мир" при содействии компании Lorett ООО (г. Москва) "Дешифрирование космических снимков". На занятии Дмитрий Евгеньевич рассказал и показал как различаются на снимках из космоса пожары, задымления, вырубки, увидели наш Смоленск со спутника, проанализировали Днепр и его притоки... Как всегда, лекция была интересной и информативной, участники задавали вопросы, никто не остался равнодушным!

День 7

Говорим о космосе и не можем не сказать о GPS и ГЛОНАСС.

Система GPS - англ. Global Positioning System — обеспечивающие измерение времени и расстояния навигационные спутники; глобальная система позиционирования) — спутниковая система навигации. Позволяет в любом месте Земли (не включая приполярные области), почти при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи планеты определить местоположение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США.

Основной принцип использования системы — определение местоположения путём измерения расстояний до объекта от точек с известными координатами — спутников. Расстояние вычисляется по времени задержки распространения сигнала от посылки его спутником до приёма антенной GPS-приёмника. То есть, для определения трёхмерных координат GPS-приёмнику нужно знать расстояние до трёх спутников и время GPS системы. Таким образом, для определения координат и высоты приёмника, используются сигналы как минимум с четырёх спутников.

Российским аналогом является система ГЛОНАСС. Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС) — российская спутниковая система навигации, потенциально одна из трёх полностью функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. Система ГЛОНАСС, имевшая изначально военное предназначение, была запущена одновременно с системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в 1982 году для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования, например, пассивных метео-РЛС типа РАЗК «Положение-2». Дополнительно система транслирует гражданские сигналы, доступные в любой точке земного шара, предоставляя навигационные услуги на безвозмездной основе и без ограничений.

День 7

Сегодня был насыщенный день.

В рамках работы над проектом "Хрустальная вода мутного Днепра" ребята, под руководством Давыдовой Оксаны Александровны, провели химический анализ воды из реки, проверяли наличие тяжелых металлов в ней. Результаты получились замечательные - тяжелых металлов в воде и не обнаружено!

День 6

Сегодня участники смены погрузились в практические занятия по спутникостроению. Володченкова Ольга Анатольевна рассказала все об орбитальной механике. Под ее руководством ребята моделировали полет спутника и прием данных на станции.

День 5

На календаре выходной, а у участников смены учеба полным ходом.

Ребята узнали принципы дистанционного зондирования Земли. На лекции "Космические снимки из открытых источников" Аксенов Дмитрии Евгеньевича, директор АНО "Прозрачный мир" (г. Москва), рассказал о том, где располагаются снимки со спутников, как с ними работать, какие сервисы помогают в работе.

Участники ждут следующей встречи с лектором, готовят вопросы и предложения.

День 4

Участники смены под руководством Растрыгина Юрия Владимировича познакомились с программами связи, удаленно подключились к приёмнику спутниковых сигналов. Приняли сигнал с иорданского спутника JY1SAT(JO-97). Также ребята подключились к приемнику в Японии и послушали

День 3

Arduino IDE — интегрированная среда разработки для Windows, MacOS и Linux, разработанная на Си и C ++, предназначенная для создания и загрузки программ на Arduino-совместимые платы, а также на платы других производителей. Поддерживает языки Си и C ++ с использованием специальных правил структурирования кода.

Сегодня продолжила работу лаборатория робототехники... Учащиеся под руководством Самариной Анны Евгеньевны собрали и запрограммировали в виртуальной среде Tinkercad несколько проектов со светодиодами, динамиком и тактовыми кнопками, поработали с цифровыми и ШИМ-портами платы Arduino.

День 3

Сегодня участники смены начали изучение нового модуля "ДЗЗ".

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) — наблюдение поверхности Земли наземными, авиационными и космическими средствами, оснащёнными различными видами съемочной аппаратуры. Рабочий диапазон длин волн, принимаемых съёмочной аппаратурой, составляет от долей микрометра (видимое оптическое излучение) до метров (радиоволны). Методы зондирования могут быть пассивные, то есть использующие естественное отраженное или вторичное тепловое излучение объектов на поверхности Земли, обусловленное солнечной активностью, и активные — использующие вынужденное излучение объектов, инициированное искусственным источником направленного действия. Данные ДЗЗ, полученные с космического аппарата (КА), характеризуются большой степенью зависимости от прозрачности атмосферы. Поэтому на КА используется многоканальное оборудование пассивного и активного типов, регистрирующее электромагнитное излучение в различных диапазонах.

Технологии дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса представляют собой незаменимый инструмент изучения и постоянного мониторинга нашей планеты, помогающий эффективно использовать и управлять ее ресурсами. Современное развитие технологий ДЗЗ расширяет сферу их применения, охватывая все стороны нашей жизни, работу, бизнес, дом и семью.

В лаборатории модуля Беркова Ирина Васильевна поговорила с учащимися о экологическом мониторинге русла Днепра на территории города Смоленска.

День 3

Начался день с лекции «Уроки по приему с метеоспутников и по обмену пакетными данными типа смс через МКС». Растрыгин Юрий Владимирович познакомил с системой связи МКС, глобальной сетью передачи данных APRS. Практически закрепили навыки по прогнозированию траектории полетов спутников.

День 2

Растрыгин Юрий Владимирович рассказал принципы построения систем связи спутников, про оборудование, необходимое для приема данных со спутников. Ребята познакомились с программой для просмотра текущего положения спутников, а также для прогнозирования его полета. На занятии участники смены наблюдали за спутником Siriussat-1. На фото его траектория полета.

День 2

"Arduino IDE- Что это такое? Из чего состоит и где применяется?"

На все эти и многие другие вопросы ответила преподаватель Смоленского государственного университета, кандидат педагогических наук Самарина Анна Евгеньевна.

Сегодня участники смены познакомились с платой Arduino, её разновидностями и возможностями, базовыми электронными компонентами для сборки робототехнических устройств, принципами их подключения.

День 2

День начался с лекции "Спутники и их разновидности" Володченковой Ольги Анатольевны. Участникам смены рассказали о видах спутников, их назначении.

Искусственный спутник Земли (ИСЗ) — космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли по геоцентрической орбите.

А Вы знали, что различают следующие типы спутников:

Астрономические спутники — спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов.

Биоспутники — спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами в условиях космоса.

Cпутники дистанционного зондирования Земли

Метеорологические спутники — спутники, предназначенные для передачи данных в целях предсказания погоды, а также для наблюдения климата Земли

Малые спутники — спутники малого веса (менее 1 или 0,5 тонн) и размера. Включают в себя миниспутники (более 100 кг), микроспутники (более 10 кг) и наноспутники (легче 10 кг), в том числе кубсаты и покеткубы.

Военный спутник — разведывательные спутники и тп.

Спутники связи

Навигационные спутники

Космические корабли — пилотируемые космические аппараты

Космические станции — долговременные космические корабли

Голоспутники - новейшие спутники предназначенные для исследования других планет?

Вот с миниспутниками и будут знакомится участники смены, но об этот чуть позже...

День 1

В завершении дня Петрова Кристина Витальевна провела занятие по Командообразованию.

Team building — (построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Ребята знакомились, учились работать в команде. Выполняли задания, которые не обошли тему нашей смены.

День 1.

Тайны красной планеты, или Есть ли жизнь на Марсе?

Почему нам так интересен Марс, есть ли на нём жизнь и что таится под поверхностью красной планеты, рассказал 18 ноября известный астрофизик Владимир Сурдин в рамках открытия региональной смены по направлению «Космос» для школьников Смоленской области.

Владимир Сурдин – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ.

Марс, по словам астрофизика, наряду с Венерой, Меркурием и Землёй входит группу землеподобных планет и не является выдающимся объектом в Солнечной системе. Почему же он так интересен?

Дело в том, что не каждая планета Солнечной системы может иметь условия, которые поддерживают жизнь. «Марс попадает в тот небольшой коридор расстояния от Солнца, где условия на планете способствуют развитию некоторых форм жизни. Этот коридор – зона возможной жизни – понемногу передвигается, удаляясь от Солнца, которое с возрастом становится ещё большим источником тепла. Конечно, условия на Марсе жёсткие, но они не исключают жизнь земного типа», – рассказал лектор.

На протяжении нескольких столетий астрономы изучали планету только через телескоп. Прорыв в изучении Марса произошёл в 1877 году, когда появились мощные телескопы, благодаря которым были открыты спутники красной планеты – Фобос и Деймос.

Первые роботы в сторону красной планеты были запущены ещё Советским Союзом, а затем и США. Но они не долетали до Марса, поскольку электроника не выдерживала космической радиации. Первый работоспособный аппарат пролетел вблизи Марса и передал несколько десятков фотографий на Землю в 1965 году. Через несколько лет к Марсу подлетел первый искусственный спутник, благодаря которому мы увидели, что на планете есть признаки течения воды – странные образования, промытые водой, а значит, там есть или были условия для развития жизни.

Тогда к Марсу стали активно запускать космические аппараты, которые смогли бы осуществить посадку уже на поверхность планеты. Первыми долетели наши отечественные аппараты, например, Марс-3 с первым в мире марсоходом на борту.

Но человека отправить на Марс мы пока не можем. Главное препятствие – радиация.  Дело в том, что у Марса есть атмосфера, но она очень разрежена и не защищает от космической радиации. Поэтому поиски жизни должны вестись не на поверхности, а под поверхностью планеты. Ещё одна проблема для космонавтов – тяжёлый скафандр.

Поэтому сегодня Марс с успехом изучают роботы. В середине 2012 года на планету был отправлен марсоход третьего поколения «Кьюриосити», принципиальное новшество которого – ядерный источник энергии, позволяющий марсоходу работать до сих пор.

Марс – очень интересная планета, отметил Сурдин. По его словам, там есть гигантские горы, огромные каньоны, довольно часто встречаются метеориты, но наибольший интерес вызывают русла рек. Расчёты показывают, что когда-то Марс был богат водой, но со временем она частично испарилась, а частично ушла под грунты и замёрзла.

Время от времени в атмосфере Марса появляется метан, а это – продукт жизнедеятельности микробов, которые, скорее всего, находятся под поверхностью планеты. Но пока нет такого марсохода, который смог бы погружаться в узкие пещеры и внедриться внутрь Марса.

Сейчас к Марсу держат путь три новых робота. Один из них впервые привезёт туда вертолёт. «Мы так же готовим свой аппарат – российско-европейский «ЭкзоМарс», который впервые доставит на красную планету бурильный станок. Он достанет образцы грунта, и биохимическая лаборатория попробует найти в них признаки жизни», - рассказал Владимир Сурдин. А Илон Маск, по его словам, готовит огромную ракету, чтобы доставить на планету людей.

«Надеюсь, что он с этой задачей справится. Марс – планета замечательная. И её надо исследовать и роботам, и людям», – убеждён астрофизик.

По окончании лекции авторы самых интересных вопросов получили в подарок от научно-популярные книги, написанные Владимиром Сурдиным.

Тему космоса продолжила интеллектуальная игра «Красиво атомы сложились: мультивселенная». Игроки, используя несколько подсказок, должны были отгадать учёного Сергея Королёва, фильм «Звёздные войны», изобретение Илона Маска и многое другое. Победителем игры стал Александр Курковский из Гимназии №4 г. Смоленска, которого ждёт фирменный приз.

Организатором онлайн-лекции и интеллектуальной игры выступил Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска совместно с Ассоциацией мотивированных и одарённых школьников и молодёжи Смоленской области «Смоленский Олимп».

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Сегодня состоялось открытие смены "Космос"!

С приветственным словом к олимпийцам обратилась исполнительный директор Иванова Ольга Викторовна.

ВНИМАНИЕ!!!!

Закончились отборочные этапы, и защиты идей позади! Ребята предложили интересные идеи и завтра, 18 ноября, начинает работу смена "Космос"! Сроки проведения 18-28 ноября! Желаем всем приятного и интересного обучения!