Смена "Искусство - Смоленск"

20.04.2020 - 01.05.2020

Дневник смены

Сегодня прошло закрытие творческой смены "Искусство 2020"! С приветственным словом к олимпийцам обратилась исполнительный директор Иванова Ольга Викторовна.

Подходит к концу наша творческая смена "Искусство 2020"!

Завтра в 16:00 состоится закрытие смены в режиме онлайн! Преподаватели и организаторы подведут итоги занятий! А сегодня нас порадовали теплыми и душевными отзывами наши участники!

Спасибо нашим дорогим детям, что нам есть для кого трудиться!

И еще немного творческих работ от наших участников!

А вот и некоторые уже готовые работы предпоследнего дня!

Задание заключалось в современной стилизации пройденных нами росписей на примере дизайна костюма! Весь день ребята трудились над эскизами, консультировались с преподавателями и вот, наконец, мы уже можем представить вам несколько замечательных дизайнерских работ!

Сегодня у нас состоялась открытая лекция «Изготовление изразцов Смоленского теремка» от Кубо Е.В.

Изразец — слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Вот и подоспели наши работы! Ведь прежде, чем начинать роспись на объемных поверхностях, нужно научиться изображать эти элементы на бумаге!

Также сегодня мы изучили методы ГЛАЗУРОВАНИЯ керамики! Ведь помимо росписи акрилом и анилиом, существует так называемая поливная техника росписи!

Глазурование изделий — одна из основных технологических операций. Глазурь наносится на чистую, обезжиренную поверхность изделий шестью способами: кистью (тампоном, зубной щеткой, пальцем и т.п.), окунанием (обмакиванием), поливом, напылением (пульверизацией), парами солей и комбинированно.

Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм. Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.

Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.

Пусть вам лучшею подружкой

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

 

Сегодня мы с ребятами провели сравнительный анализ двух игрушек, которые мы прошли за эти дни - филимоновской и дымковской!

Прямо сейчас участники выполняют работы по изучению орнаментов и узоров каждой из них, и совсем скоро представят нам свои работы!

Чудесные работы от Миши и Наташи Залогиных!

А вот еще фигурка от нашего участника Черепниной Алисы!

В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу.

Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном.

 

И мы настолько углубились в историю искусства и культуры Египта, что многие участники решили всерьез поизучать эту тему и предложили воссоздать на бумаге и из бумаги самые, наверное, известные сооружения древних египтян - пирамиды!

Так приятно слышать от ребят, что им интересны наши лекции, наши уроки! Многие проявляют инициативу, придумывая себе задания самостоятельно!

 

А завтра нас ждут лекции об истории и традициях дымковской и филимоновской игрушек, а также экскурс по видам глазурования керамических изделий! Присоединяйтесь к нам в 15:00!

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

Вот и мы сегодня изготовили замечательные фигурки в соответствии с филимоновскими традициями!

Онлайн-урок по лепке свистулек провела Жерелина Наталья Владимировна, а ребята из подручных материалов воссоздали образы глиняных барашков, лисичек и петушков!

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же - глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в XX век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями.

Игрушка - особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль.

В наших условиях сложно выполнить глиняную игрушку, но ребята вышли из положения разными способами!

Прослушав лекцию о дохристианской керамике, мы приступили к онлайн-уроку по лепке дымковской игрушки!

Роспись сумок - то, что мы планировали проводить, пока обучение ребят не перевели на дистанционные лекции. Но некоторые успели приобрести необходимые материалы, поэтому встречаем наших тружеников с индивидуальными аксессуарами!

Заключительная лекция по народным росписям закончила нашу неделю.

"На старое смотри - новое твори" - именно под таким лозунгом прошла наша сегодняшняя беседа. Для того, чтобы делать красивые росписи, недостаточно овладеть только приемами кистевого письмо, - это всего лишь алфавит. А ведь из него нам предстоит складывать текст. Искать свои слова. Не списанные с чужой и, возможно, безграмотной работы. Дело в том, что за время своего бытования росписи, как и когда-то переписываемые от руки книги, претерпевали погрешности, обрастали неточностями, выхолащивались.

Формальное копирование росписи без осознания решаемых ею задач приводит к бездушно выполненным образцам, которые "на вид как настоящие, а радости никакой".

Поэтому, чтобы почувствовать народный орнамент, найти подсказки для создания новых композиций - надо идти в музей и делать зарисовки. Достойные образцы искусства всегда актуальны. Всякий промысел - живой организм, настоящие мастера не боятся новаторства.

Если смекнули, что чей-то "чужой" прием может обогатить и пригодиться, то заимствуют. Это делали встарь, а теперь, в эпоху глобализации, и подавно.

Можно еще находить подобные примеры и самому пускаться в творческие поиски. Главное - не терять стиль и вкус.

Сегодня мы начали свой день с 3D-моделирования!

Что же это такое? 3D-моделирование — процесс создания трёхмерной модели объекта. Задача 3D-моделирования — разработать зрительный объёмный образ желаемого объекта. При этом модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, астероид), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала).

Графическое изображение трёхмерных объектов отличается тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ.

Сегодня мы изображали брелок в виде домика, работы получились самые разнообразные, несмотря на аналогичное задание для всех!

Веселье в городце показано сдержано, но за внешней бесстрастностью персонажей угадывается много разнообразных чувств. И передаются они одним движением кисточки по белым замалевкам лиц.

Одной капелькой можно показать, как мужчина искоса наблюдает за своей избранницей.

На каретах изображают и четыре колеса, а можно и два, пытаясь минимальными средствами добиться выразительности.

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.

Обычно прялки вытесывались из целикового деревянного массиса, городецкие же состояли из двух частей: гребня и донца. Донце представляло из себя широкую доску, которая суживалась с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась ножка гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура.

Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму.

Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края.

Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца.

Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известность пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.

Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.

Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.

"...Знай, что для каждой краски требуется особая кисть. А кисти должны быть упруги и круглы, концы же их не слишком длинны" - это мудрое наставление иконописцам было дано в 1701 году, но вполне актуально и для нас с вами.

Сегодня мы познакомились с возможными инструментами художника, материалами, видами кистей, красок, способами хранения и многими другими знаниями, необходимыми как для начинающих художников, так и для уже практикующих.

Этими знаниями с нами поделилась Акинчикова Софья Евгеньевна.

После просмотра ее лекции так и хочется сказать "Кисти разные нужны, кисти разные важны!". Это напоминание для тех, кто по неопытности считает, что можно иметь одну-две, и достаточно. Но найти хорошую кисточку нелегко, каждая проявляет свой характер. И хотя говорится, что опытный мастер и веником нарисует, но любимыми кистями он очень дорожит!

И не забывайте про уход и хранение кистей! Ведь от качества ваших инструментов существенно зависит и результат работы!

Характерные особенности мезенской росписи - графичность, фризовость, ярусность. Она отличается художественным немногословием, цветовой сдержанностью: красно-коричневый, красный замалевки оживляются черным перьевым контуром.

Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и элементов, сочетать мягкий кистевой мазок с графичной жесткой линией.

Графичный орнамент всегда выглядит стильно и "первобытно". Один и тот же набор элементов: штрих, спираль, крест, волна - дают не только бесконечное этническое разнообразие, но и разнообразие в рамках одной росписи.

Сегодня мы выполнили чудесные яркие работы! И, наконец-то, вы сможете познакомиться с нашими юными художниками "в лицо"!

Встречаем начинающих мастеров народных росписей!

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенсокй роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

Именно мезенской росписи был посвящен наш сегодняшний день!

Роспись эта необычайно загадочна, ведь даже жители села Палащелье, откуда она берет свое начало, не могу точно сказать, когда зародился этот вид росписи. Многие отмечают ее схожесть с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон VIII века до н.э., и, кто знает, может быть попал какой образец сюда по пути из варяг в греки.

Участники смены активно взялись за выполнение работ, нарисовали эскизы и, после согласования с преподавателями выполнили работы в цвете!

Сегодня мы провели сравнение народных росписей с иконой: приемы грунтовки, покрытие олифой, замалевки, композиционное деление поверхности на ярусы.

Роспись обязана своим происхождением иконе. Бежавшие во время раскола иконописцы, перенесли свои умения иконного мастерства на деревянную утварь.

Проще говоря, один канон, одна традиция.

 

Завтра мы начинаем углубленное изучение Мезенской росписи! Красно-черные лошадки, птицы, спиральки и многое другое узнаете на завтрашней лекции в 15:00!

Вчера у нас была азбука народной росписи, а теперь мы продолжаем углубляться в композицию росписи - это основа, которая должна быть крепкой и основательной!

Законы гармонии, или попросту говоря, красоты - одинаковы для всех жанров искусства. Они конкретно объясняют нам, почему одна работа хороша, а другая - нет.

Поэтому мы познакомились с законами композиции, основами орнаментальных построений, видами орнаментов, принципами их построения, основными схемами композиционных построений, а схемы зрительного изменения поверхности ребята взяли на самостоятельную работу на примере разделочной доски.

 

По итогам самостоятельной работы мы провели онлайн-конференцию, где каждый участник получил характеристики своих работ и устные оценки преподавателей.

Вторым заданием - самостоятельным - было изображение языческих символов, как дополнение к вчерашней теме занятий.

Лев - страж дверей, сундуков и прочей утвари.

Грифон - мифическое существо, олицетворение высших сил, союза неба и земли. Голова и крылья у него орлиные, а туловище льва.

Индрик - древний символ целомудрия, морального совершенства.

Работы получились на удивление детальными, проработанными, дополненные пространственной средой, чего не было указано в задании. Инициатива от участников смены добавляет им только плюсы!

Первая лекция на сегодня по смене "Искусство 2020" была посвящена традициям иконописи в народной росписи.

Участники познакомились с историей иконописи, основными ее канонами.

Когда-то воспринятая от Византии вместе с христианством, икона приобрела на русской почве огромное значение! Как говорил Максимилиан Волошин, икона стала "Дивным откровением русского национального искусства".

Сегодня ребята проявили себя очень активно! Многие дети, кто занимался иконописью до нашей смены, представили другие свои работы, не входящие в нашу программу. И такая тяга к дополнительным знаниям не может не радовать!

Первый блок работ: изображение ладоней, которые изображались "варежкой". При таком положении в них можно было "вложить" то копье, то кубок, то цветок или даже балалайку (то, что переняли мастера, например, в городецкой росписи).

Также вчера прошел онлайн-teambuilding, который провела Петрова Кристина Витальевна!

Что же это за teambuilding? Это простые задания, направленные на командообразование и улучшение межличностного общения в команде. Мы рассмотрели одну теорию, которая называется психогеометрия, по которой можно легко определить свою геометрическую фигуру.

Исходя из характеристики преобладающей фигуры, мы делились на команды, чтобы выполнить задание, в результате которого участники учились выявлять модель общения других людей, их особенности и использовать эти знания, чтобы лучше понимать друг друга, работать и общаться более эффективно.

Вот какие командные работы у нас получились!

Вторым блоком за прошедший день стало практическое занятие!

Да, даже дистанционно можно заниматься творчеством!

Ребята изучили основные элементы росписи и повторили их на бумаге в домашних условиях!

Изучение основных элементов поможет в дальнейшем упростить работу с более сложными росписями, включенными в нашу программу: мезенской и городецкой!

И даже с самостоятельной работой ребята справились на ура!

Завтра нас ожидает еще более интересное занятие! Ждем всех на онлайн-конференции в 15:00! Приглашение выслано или на почту, или в беседе в ВКонтакте! Подключаемся и участвуем!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Сегодня состоялось открытие смены "Искусство-2020"!

В этом году нашей темой стали народные промыслы и традиции. Ведь так важно помнить культуру и историю своей страны.

После обращения Ивановой Ольги Викторовны о начале нашей работы, мы дружно взялись за дело, и вечер наш прошел очень плодотворно! (https://youtu.be/_-Q0UOivzDc)

Первым блоком на сегодня была лекция "ЯЗЫЧЕСКИЕ МОТИВЫ И СИМВОЛЫ В НАРОДНЫХ РОСПИСЯХ". Участники послушали, законспектировали и даже зарисовали различные знаки, которыми пользовались наши предки!

К сожалению, не все ребята смогли подключиться к нашей конференции, но материалы, использованные в ней, можно получить на почту в заочном режиме.